Варианты зачисления на курс
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности 38.02.04 Коммерция (в розничной торговле). Программа составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАОУ «ФИРО» (2015 г), с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (в розничной торговле), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N 539.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУД.08 «Физическая культура» относится к учебному циклу ОУД.00 Общеобразовательные учебные дисциплины, является базовой учебной дисциплиной.
1.3.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
• формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
• развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
• формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
• овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
• овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
• приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
− сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
− потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
− приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
− формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
− готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
− способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
− способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
− формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
− умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
− патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
• метапредметных:
− способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
− готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
− освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
• предметных:
− умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
− владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
− владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
− владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
− владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов (из них 8 ч – теоретическое обучение, 10 ч- лекции с практическим элементом, 99ч – практические занятия)
самостоятельной
работы обучающегося
59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
117 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
8 |
лекции с практическим элементом |
10 |
лабораторные работы (если предусмотрено) |
|
практические занятия |
99 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа (всего) |
59 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета в 1 и 2 семестрах. |
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме выездных физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, занятий в секциях по видам спорта, а также в форме выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре.
Допускается реализация рабочей программы как в очной, так и в дистанционном форматах. В условиях реализации программы с применением дистанционных технологий не меняется содержание программы, возможна корректировка графика прохождения материала и технологии его преподавания.
Образовательные технологии
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине ОУД.08 Физическая культура
Наименование |
Вид занятия раздела (темы) |
Образовательные технологии дисциплины |
Количество часов |
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
теоретическое
|
проблемная лекция |
2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки. |
теоретическое
|
лекция с разбором конкретных ситуаций |
2 |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. |
теоретическое |
проблемная лекция
|
2
|
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
практическое |
интерактивное тестирование |
2 |
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. |
теоретическое |
лекция с разбором конкретных ситуаций |
2 |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
практическое |
интерактивное тестирование |
2 |
* Примечание:
- при проведении учебных занятий обеспечиваются развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин в форме курсов, выездные занятия, в том числе, с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей);
- объем учебных занятий, проводимых с использованием интерактивных образовательных технологий, определяется планируемыми результатами обучения по дисциплине и должен составлять не менее 10% от общего объема контактной аудиторной работы.
1. Интерактивные технологии проведения лекционных занятий: проблемная лекция, лекция ситуаций с запланированными ошибками, лекция - визуализация, лекция с разбором конкретных, лекция вдвоём, лекция-консультация, лекция-диалог, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов с возможным использованием электронных средств, проведения видеоконференций и видеолекций.
Интерактивные технологии проведения семинарских и практических занятий: деловая и ролевая игра, веб-квест, сторителлинг, решение ситуационных задач (кейс-метод, метод инцидента), «мозговая атака», проектирование (исследовательский, творческий, информационный проекты), моделирование процессов и ситуаций, технология «Форсайт», проблемный семинар, семинар-диспут, семинар-дебаты и др.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.08 Физическая культура
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Лекции с практическим элементом |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 курс (51/66) |
||||
Раздел 1. Легкая атлетика. |
12 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Тема 1.1. |
Лекция с практическим элементом: Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. *«Здоровый образ жизни -залог отличной учебы».* Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
2 |
1,2 |
|
Тема 1.2. |
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Методика проведения легкоатлетической разминки. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|
|
|
|
Тема 1.3. |
Обучение технике спринтерского бега. Высокий и низкий старт. |
2 |
2 |
|
Тема 1.4. |
Обучение технике бега на средние дистанции. |
2 |
2 |
|
Тема 1.5. |
Обучение технике длительного бега. Кроссовая подготовка. |
2 |
2 |
|
Тема 1.6. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений. |
2 |
2,3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
8 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Раздел 2. Волейбол. |
14 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Тема 2.1. |
Лекция с практическим элементом: Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки. *«Как восстановить силы после умственной или физической работы».* |
2 |
1,2 |
|
Практические занятия |
|
|||
Тема 2.2. |
Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Стойки и перемещения в волейболе. |
2 |
2 |
|
Тема 2.3. |
Обучение технике приема и передачи мяча двумя руками сверху, в парах. |
2 |
2 |
|
Тема 2.4. |
Обучение технике приема и передачи мяча двумя руками снизу, в парах. |
2 |
2 |
|
Тема 2.5. |
Обучение технике нижней прямой подачи. |
2 |
2 |
|
Тема 2.6. |
Учебная игра 4х4, 6х6. |
2 |
2 |
|
Тема 2.7. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
2,3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
7 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Раздел 3. Баскетбол. |
12 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Тема 3.1. |
Лекция с практическим элементом: Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. |
|
2 |
1,2 |
Практические занятия |
|
|||
Тема 3.2. |
Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Обучение технике стоек, перемещений и остановок. |
2 |
|
2 |
Тема 3.3. |
Обучение технике поворотов без мяча и с мячом. |
2 |
|
2 |
Тема 3.4. |
Обучение технике ловли и передачи мяча на месте и в движении. |
2 |
2 |
|
Тема 3.5. |
Обучение технике ведения мяча на месте и в движении. |
2 |
|
2 |
Тема 3.6. |
Обучение технике броска по кольцу. Штрафные броски. Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
|
2.3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
8 |
|
||
Раздел 4. Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО. |
13 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Практические занятия |
|
|||
Тема 4.1. |
Техника безопасности на занятиях по подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Обучение технике сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу. Комплекс упражнений для укрепления мышц верхних конечностей. |
2 |
1,2 |
|
Тема 4.2. |
Обучение технике поднимания туловища из положения лежа на спине. Комплекс упражнений для укрепления мышц пресса и спины. |
2 |
2 |
|
Тема 4.3. |
Обучение технике подтягивания из виса на высокой перекладине (ю), из виса лежа на низкой перекладине (д). Комплекс упражнений для укрепления мышц верхних конечностей. |
2 |
2 |
|
Тема 4.4. |
Обучение технике прыжка в длину с места толчком двумя ногами. Комплекс упражнений для укрепления мышц нижних конечностей. |
2 |
2 |
|
Тема 4.5. |
Обучение технике наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. Комплекс упражнений для развития гибкости. |
2 |
2 |
|
Тема 4.6. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
2,3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
7 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Тема 4.7. |
Зачет. |
1 |
|
3 |
Раздел 5. Волейбол. |
22 |
|
|
|
Содержание учебного материала |
|
|
||
Тема 5.1. |
Лекция с практическим элементом: Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. *«Вредные привычки и наше здоровье».* |
|
2 |
1,2 |
Тема 5.2. |
Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Приемы и передачи мяча в парах, через сетку. |
2 |
|
1,2 |
Практические занятия |
|
|
|
|
Тема 5.3. |
Обучение технике верхней прямой подачи. |
2 |
|
2 |
Тема 5.4. |
Обучение технике приема мяча после подачи. |
2 |
|
2 |
Тема 5.5. |
Обучение технике нападающего удара. |
2 |
|
2 |
Тема 5.6. |
Обучение технике защиты от нападающего удара. Способы блокирования. |
2 |
|
2 |
Тема 5.7. |
Тактические действия в защите и нападении. |
2 |
|
2 |
Тема 5.8. |
Эстафеты с мячами. |
2 |
|
2 |
Тема 5.9. |
Учебная игра 4х4. |
2 |
|
2 |
Тема 5.10. |
Учебная игра 6х6. |
2 |
|
2 |
Тема 5.11. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
|
2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
13 |
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Раздел 6. Баскетбол. |
14 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Тема 6.1. |
Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Ловля и передачи мяча на месте и в движении. |
2 |
1,2 |
|
Практические занятия |
|
|
2 |
|
Тема 6.2. |
Обучение технике ведения мяча змейкой. Эстафеты с мячами. |
2 |
2 |
|
Тема 6.3. |
Обучение технике броска по кольцу в движении, после передачи. Штрафные броски. |
2 |
2 |
|
Тема 6.4. |
Обучение технике и тактике игры в нападении и защите. |
2 |
|
2 |
Тема 6.5. |
Ведение и броски мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
2 |
|
2 |
Тема 6.6. |
Эстафеты с мячами. Учебная игра. |
2 |
|
2 |
Тема 6.7. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
|
2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
9 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Раздел 7. Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО. |
14 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Тема 7.1. |
Лекция с практическим элементом: Техника безопасности на занятиях по подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу. Комплекс упражнений для укрепления мышц верхних конечностей. |
2 |
1,2 |
|
Практические занятия |
|
|||
Тема 7.2. |
Поднимания туловища из положения лежа на спине. Комплекс упражнений для укрепления мышц пресса и спины. |
2 |
2 |
|
Тема 7.3. |
Подтягивания из виса на высокой перекладине (ю), из виса лежа на низкой перекладине (д). Комплекс упражнений для укрепления мышц верхних конечностей. |
2 |
2 |
|
Тема 7.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Комплекс упражнений для укрепления мышц нижних конечностей. |
2 |
2 |
|
Тема 7.5. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. Комплекс упражнений для развития гибкости. |
2 |
2 |
|
Тема 7.6. |
Комплекс упражнений для развития выносливости. Упражнения со скакалкой. |
2 |
2 |
|
Тема 7.7. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
|
2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
5 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Раздел 8. Легкая атлетика. |
16 |
|
||
Содержание учебного материала |
|
|||
Тема 8.1. |
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Обучение технике выполнения легкоатлетических прыжков. |
2 |
1,2 |
|
Практические занятия |
|
|||
Тема 8.2. |
Закрепление техники бега на спринтерские дистанции. |
2 |
2 |
|
Тема 8.3. |
Закрепление техники и тактики бега на средние дистанции. |
2 |
2 |
|
Тема 8.4. |
Обучение техника выполнения метаний. Метание теннисного мяча, метание «гранаты». |
2 |
2 |
|
Тема 8.5. |
Длительный бег. Кроссовая подготовка. |
2 |
2 |
|
Тема 8.6. |
Обучение технике и тактике эстафетного бега. |
2 |
2 |
|
Тема 8.7. |
Выполнение заданий для оценки двигательных умений и навыков. |
2 |
|
2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме внеаудиторных занятий в секциях по видам спорта, выполнения заданий по подготовке к занятиям по физической культуре, участия в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
|||
Тема 8.8. |
Зачет. |
2 |
|
3 |
Всего: |
176 |
10 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
*в рамках реализации программы воспитания по специальности 38.02.04 Коммерция (в розничной торговле).